РАЗВИВАЕМ У ДЕТЕЙ: ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди
предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы -
часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в
соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Поиграем в роботов.
Ты знаешь, кто такие роботы? Это механические "люди". Они
умеют делать много сложных вещей: например, собирать сложные машины или
работать в условиях, которые человеку не под силу. Но самое важное - они чётко
выполняют команды.
Представь, что ты - робот. Твоя задача - внимательно слушать и точно
выполнять услышанное.
Робот, сделай два шага вперёд, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперёд.
Руки вперёд.
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень тёмную пещеру, в которой
ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад, 2 поворота направо. 3 шага вперёд.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.
Примечание: Суть этого задания - научить ребёнка ориентироваться в
пространстве с использованием словесных пространственных обозначений. Если
ребёнок путает "лево" и "право", наденьте на левую руку
часы или яркий браслет и обратите на это внимание вашего подопечного. Или
покажите ему, как можно, приложив левую руку к левой стороне груди, услышать
биение собственного сердца. Играйте в "роботов", используя
разнообразные команды, до тех пор, пока ребёнок не начнет безошибочно
ориентироваться в пространстве.
Внимание! Гениальному сыщику срочно нужен помощник.
Ты помнишь сыщика из мультфильма о Бременских музыкантах? Он очень
гордился тем, что у него "нюх, как у собаки, а глаз, как у орла".
Чтобы стать его помощником, надо быть очень внимательным, уметь одним взглядом
увидеть все вокруг, не упустить ни одной детали. Справишься ли ты с такой
трудной задачей? Давай проверим.
Примечание: Повесьте перед ребенком на уровне его глаз, на расстоянии
1,5-2 метра лист бумаги с нарисованным в центре кругом. Пусть, сфокусировав
взгляд на нем, ребенок назовет предметы, которые видит справа и слева.
Проводите это упражнение то в комнате, то на кухне, то в ванной, чтобы предметы
не назывались по памяти.
Игра для тренировки мышления и сообразительности
"Как это можно использовать?«
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов
использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово
"карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать -
писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку
и т.д.
Угадай по описанию
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке)
он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный,
круглый, сочный (помидор)… . Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним
выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных
поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок
яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще:
"Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу
и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно
подбирать слова по алфавиту.
Игра «Ответ-ловушка». (развитие произвольного внимания и памяти)
Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать
вопросы, а он отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить
одно запретное слово, например, называть белый цвет. Затем можно задавать
вопросы, например: «Был ли ты в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и
т.п. ребенок должен найти такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры. Как
только он ошибется, происходит смена ролей. Вы своими ответами покажите ему как
можно отвечать. Выигрывает тот, кто сумеет
ответить правильно на большее количество вопросов.
Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ
своего тела и его положения в пространстве.
1. "Бревнышко".
Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой)
перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. "Колобок".
Лежа на спине, подтянуть колени
к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении
перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. "Письмо в воздухе".
И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно
(в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также
целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске
букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом
вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв
его ладони в свои. Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед
школьной доской или тетрадью.
4. Рисование
на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала
двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует
прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем
разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
5. Из положения лежа на животе изображаем
гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч;
выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем
колени к локтям.
6. Ползанье на животе. Сначала
по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи
ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
7. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с
ведущей рукой, затем с противоположной).
8. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").
9. Ползанье
на четвереньках.
Ползанье вперед, назад, вправо и
влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем
противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно
друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая
рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих
упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить
задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается
ощущение положения своего тела в пространстве.
10.
"Паучок".
Ребенок садится на пол, руки
ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом,
опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой,
затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям
- вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная
рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в
различных сочетаниях.
11.
"Слоник".
Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен
поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой.
На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки
параллельно, ноги наперекрест.
12.
"Гусята".
Отрабатывается
"гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад,
вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются
разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
13.
Исходное положение
- стоя на
одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем
равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные
пальчиковые и др. движения.
14.
"Бревнышко" по стене.
И.п. - стоя, ноги вместе, прямые
руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает
несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно
прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.
15.
"Повтори движение"
(вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя).
Комментариев нет:
Отправить комментарий