Структурированность
/ регулярность режима в домашней среде.
Последовательность
и четкое понимание того, чего можно ожидать, помогает детям с аутизмом
управлять своей жизнедеятельностью в течение дня. Необходимо создать РЕГУЛЯРНУЮ
ПРОЦЕДУРУ для повседневной жизни семьи и придерживаться ее. Время для игр на
улице должно быть одним и тем же каждый день. Частые и значительные изменения в
распорядке дня приводят к тому, что ребенок буквально тонет в проблемном
поведении и истериках. Следует создавать расписание, основываясь на тех видах
деятельности, которые происходят на ежедневной основе, чтобы дать ребенку
возможность выучить распорядок своего дня и почувствовать, что он может
контролировать окружающую среду.
Визуальное
расписание.
Реализация данной
стратегии будет невозможна без структурированности ежедневного распорядка дня,
о котором мы только что говорили. Визуальное расписание имеет огромное
значение, если вы хотите обучить ребенка самостоятельности. Как дети обучаются
самостоятельному осуществлению переходов от утреннего умывания к завтраку, а
затем к поездке в школу? Как часто родителям приходится давать ему инструкции:
2-3 раза в день или 85 раз в день? Случается ли так, что ребенок после
завершения какой-либо деятельности просто бродит вокруг, заполняя все свободное
время проблематичным поведением или аутостимуляцией? Необходимо создать
визуальное расписание и использовать его, чтобы перенаправлять ребенка к
участию в соответствующих занятиях. Визуальное расписание помогает детям
понимать, что им необходимо сделать, и что за этим последует. Обратите внимание
на то, что письменные словесные расписания не используются при работе с детьми,
не умеющими читать
Ограниченный
доступ к поощрениям.
Нельзя допускать
полной свободы доступа к поощрениям. Полная свобода доступа к поощрениям – это
когда ребенку, обожающему мультики про Дору, позволяют сидеть и смотреть их
часами каждый день; или же когда ребенок, который любит крендели, может в любое
время взобраться на стол в кухне, открыть шкаф и достать их целую пригоршню.
Если ребенок обладает свободным, ничем не ограниченным доступом к тем вещам,
которые он «любит» больше всего, тогда ни у его родителей, ни у специалистов не
останется ничего, что можно было бы использовать в качестве поощрения. Поощрения
имеют критически важное значение для обучения, и когда специалист слышит, что
«для нее не существует никаких поощрений», это зачастую означает, что у ребенка
нет причин работать, чтобы получить что-либо, поскольку у него есть полный
доступ ко всему, что он пожелает в течение дня.
Лента или доска
для выбора.
Осуществление
выбора представляет собой важнейшее право, которым обладает человек, и о
котором часто забывают, когда речь заходит о детях с различными нарушениями
развития. Многие проблемы поведения можно уменьшить или полностью исключить,
если предоставлять ребенку больше возможностей для выбора (места для сидения,
фильма для просмотра, молока или сока, и т.п.). Для того чтобы помочь ребенку с
осуществлением выбора, можно приготовить визуальную ленту для выбора из
предпочитаемых ребенком видов деятельности, пищи или предметов. В течение дня
следует неоднократно демонстрировать ребенку такую ленту и позволять ему
выбрать то, чем он хотел бы заняться, что хотел бы съесть или с чем поиграть. В
зависимости от особенностей конкретного ребенка такая лента может часто
меняться, чтобы поощрения не наскучили ему слишком быстро. Кроме того,
использование доски или ленты для выбора развивает у детей навыки сканирования
и выбора из множества стимулов. Эта стратегия является очень эффективной,
особенно в случае невербальных детей, поскольку вместо безуспешных попыток
догадаться, чего хочет кричащий и плачущий ребенок, она дает возможность
родителям получить эту информацию от него самого.
Мультимодальные
сенсорные предметы.
Это имеет
непосредственное отношение к уменьшению повторяющегося аутостимулирующего
поведения и к снижению гиперактивности. Родители детей, которые проводят
буквально все свое свободное время, участвуя в аутостимуляции, часто спрашивают
терапистов о том, как можно уменьшить или прекратить это поведение. Однако
некоторые специалисты придерживаются мнения о том, что его нужно
перенаправлять, а не прекращать. Можно разместить в квартире предметы, которыми
ребенок сможет манипулировать, чтобы получить сенсорную стимуляцию, таким
образом, ему не придется ходить кругами и гудеть, размахивать руками или
вращаться вокруг своей оси весь день. Такими предметами могут быть фитнес-мячи,
батуты, сенсорные коробки, гирлянды, музыкальные машинки, краски для рисования
на теле и т.п.
Самостоятельная
деятельность.
Одной из
важнейших программ является программа обучения выполнению заданий. Кроме того,
она обучает детей навыку проведения досуга и самостоятельности. Приходится ли
родителям развлекать своего аутичного ребенка на протяжении всего дня? Если им
необходимо позвонить или постирать, может ли ребенок заняться чем-либо
самостоятельно? Если нет, в таком случае его необходимо обучить навыкам
самостоятельной деятельности. Обустройте небольшую игровую зону, разместите в ней
предметы для нескольких видов деятельности и включите таймер. Направляйте
ребенка к участию в этой деятельности до тех пор, пока таймер не выключится, а
затем предоставьте большое поощрение за гибкость. Через некоторые время такие
занятия могут быть добавлены в ежедневное расписание, и ребенок сможет
самостоятельно перекусить, убрать за собой, дважды поиграть в игровой зоне и
приступить к выполнению домашнего задания.
Место для
релаксации и успокоения.
Дети с аутизмом
зачастую подвержены излишнему возбуждению или перестимуляции в течение дня, что
приводит к истерикам, плачу, разочарованию или аутоагрессии. В таких ситуациях
родители часто берут на себя ответственность за проявление подобных эмоций у
детей. Это может выглядеть, например, следующим образом: взрослый берет ребенка
на руки и укачивает его до тех пор, пока он не успокоится. Во-первых, это может
усиливать нежелательное поведение. Во-вторых, задача состоит в том, чтобы еще в
раннем возрасте научить ребенка тому, что он должен контролировать свои эмоции.
Выберите тихое место в доме и разместите в нем успокаивающие и релаксирующие
предметы (подушки, мохнатые шарики, стресс-мячики и т.п.). Когда ребенок
огорчается или перевозбуждается, ему необходимо объяснить, что он должен
успокоиться, например: «Ты плачешь и разбрасываешь игрушки. Тебе нужно
успокоиться». Затем следует направить ребенка в место для релаксации и помочь
ему в реализации расслабляющих стратегий, например, глубокое и медленное
дыхание, счет до 5-ти и т.п. Можно также использовать наглядные материалы для
того, чтобы показать ребенку, какие шаги он должен предпринять для того, чтобы
успокоиться. Необходимо хвалить и усиливать любые улучшения в поведении
ребенка. Спустя какое-то время родители смогут просто сказать ему, чтобы он
успокоился, и он сможет самостоятельно отправиться в зону релаксации, выполнить
несколько упражнений и почувствовать себя лучше. Стратегии релаксации могут
использоваться где угодно, вне зависимости от места. Значение имеет не
местонахождение ребенка, а обучение его самостоятельному контролю своих
собственных эмоций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий