РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
«ТРУДНЫХ ВЗРОСЛЫХ»
РОДИТЕЛЕЙ
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по‑разному.
• Никогда не сравнивайте
мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные, даже по
биологическому возрасту девочки обычно старше ровесников‑мальчиков.
• Не забывайте, что
мальчики и девочки по‑разному видят, слышат, осязают, по‑разному воспринимают
пространство и ориентируются в нём, а главное – по‑разному осмысливают всё, с
чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
• Помните, что, когда
женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало
пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними –
неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте,
требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
• Старайтесь, давая
задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них момент поиска,
требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и
как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип
решения, пусть даже наделав ошибок.
• Не забывайте не
только рассказывать, но и показывать Особенно это важно для мальчиков.
• Никогда не ругайте
ребёнка обидными словами за неспособность что‑то понять или сделать, глядя на
него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас.
Придет время, и, по крайней мере, в каких‑то областях, он будет знать и уметь
больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас
говорите ему вы…
• Помните, что мы часто
недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
• Ругая мальчика,
изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго
удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и
ребенок перестанет вас слушать и слышать.
• Не переучивайте
насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
• Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
• Терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
• При необычном
написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им
направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте
ребенка в покое.
• Помните, что кроме
обычного положения авторучки при письме существует еще письмо «крюком» и
параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых
детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
• Помните, что есть
дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме неудобно и даже
опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
• Мальчики в случае
усталости истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально‑логического»
полушария). Ругать их за это бесполезно.
• Будьте внимательны и
терпеливы к левше, помните, что он эмоционален и раним.
• Обучая левшу,
старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные
пособия, чтобы он мог воспринимать не только ушами, но и глазами, и руками, не
столько через слова, сколько через предметы.
• Берегите левшу от
чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая
его.
• Не старайтесь сделать
левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность,
непохожесть на других – это его достоинство.
• Не уличайте в
неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
• Не сравнивайте
ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
• Помните, что при
учебе ребенка в школе его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого:
ребенок еще не всегда может ставить познавательные цели.
• Учитесь вместе с
ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником,
а не противником или сторонним наблюдателем.
• При первых неудачах
не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные
причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
• Проведите «ревизию»
ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим
фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не
формируется зрительный образ слова, или с чем‑то другим.
• Имейте в виду, что
родитель, который ругает ребенка за то, что он чего‑то не знает или не умеет,
подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
• Если у вас трудности
в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в
этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации
мозга, а значит, по‑разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не
только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
• Мы часто любим в
ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а
мы, потому что не смогли его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность,
свои неудачи на ребенка. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
• Постарайтесь, чтобы
главным для вас стало даже не столько научить чему‑то, сколько сделать так,
чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус
к познанию нового, неизвестного, непонятного.
• Помните: для ребенка
чего‑то не уметь, чего‑то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и
ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед
ребенком свое превосходство над ним в знаниях.
• Ребенок не должен
панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему‑то, не ошибаясь.
Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха –
плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость
жизни и радость познания.
• Не обольщайтесь – вы
не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не
заставляйте ребенка быть похожим на вас.
• Признавайте за
ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
• Не забывайте: без
взрослого, без человеческого общения никакие высшие психологические функции
(потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиваться не могут.
• Бойтесь появления у
ребенка опыта «выученной беспомощности».
• Старайтесь не
преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте,
взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
• Для гармоничного
развития необходимо, чтобы ребенок учился по‑разному осмысливать учебный
материал (логически, образно, интуитивно).
• Никогда не забывайте,
что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во
взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые
пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте «не
навреди».
Комментариев нет:
Отправить комментарий